«Идем в суд» — первое, что скажет далекий от бизнеса юрист, если контрагент срывает сроки и отказывается исполнить обязательства, ссылаясь на финансовые проблемы из-за пандемии. Решение правильное, вот только займет много времени и повлечет дополнительные расходы. Что вместо этого можно предложить контрагенту, чтобы оперативно решить проблему неплатежей и неисполнения неденежных обязательств, расскажет в своей июньской статье журнала «Юрист компании» Юрий Сбитнев.
Если контрагент не может заплатить.
1. Уменьшите сумму долга. Если возникла задолженность и есть потенциальный риск, что она превратится в безнадежную, стороны обычно согласовывают уплату части долга. Остальную часть списывают.
Оформите уменьшение долга дополнительным соглашением к основному договору, чтобы впоследствии зачесть списанные суммы основного долга во внереализационных расходах и не получить претензии от налоговой, пропишите в дополнительном соглашении, в чем состоит коммерческий интерес копании.
2. Предоставьте отсрочку или рассрочку погашения долга. Зафиксируйте договоренности одним из двух способов. Первый – подпишите единый документ – дополнительное соглашение. Второй способ – обменяйтесь документами, если это не противоречит заключенному договору.
3. Замените просроченное обязательство. Если контрагент не заплатил за товары, работы, услуги, аренду, предложите ему прекратить это просроченное обязательство и оформить новое, то есть заменить возникший долг заемным обязательством. Это новация: прежнее обязательство прекращается, возникает новое, которое содержит условие об ином предмете или способе исполнения. Об этом надо прямо написать в соглашении о новации.
4. Договоритесь об отступном. Если контрагент не может заплатить, пусть что-нибудь отдаст. Согласно статье 409 ГК РФ обязательство можно прекратить предоставлением отступного – уплатой денег, передачей иного имущества.
5. Предложите предоставить обеспечительный платеж или иное обеспечение исполнения обязательства. Когда обсуждаете с контрагентом просроченную оплату, обратите внимание на различные варианты обеспечения исполнения обязательств.
Если контрагент не может поставить товар или исполнить иное неденежное обязательство.
Компания должна решить: для нее нарушение контрагента существенное или нет. От этого зависит, как действовать дальше.
Если нарушение существенное, целесообразно рассматривать варианты прекращения договора и покрытия убытков.
Если нарушение не существенное либо готовы подождать исполнения в натуре, предложите контрагенту один из двух вариантов.
— Предоставьте дополнительный срок на устранение нарушения. Советуем направить должнику уведомление в письменном виде о том, что даете дополнительное время, чтобы устранил нарушения. Есть два варианта, как оформить дополнительный срок: отдельным документом или дополнительным соглашением к договору.
— Прекратите обязательства в части. Если обязательство по передаче товара поставщик выполнил не в полном объеме, не всегда имеет смысл полностью отказываться от договора в связи с допущенным нарушением. Можно расторгнуть договор в неисполненной части. Закон это допускает. В частности, положения пункта 3 статьи 487 ГК РФ гарантируют право покупателю потребовать возврата оплаты части непереданного товара.
Юристы МКА «Корпоративная защита» советуют прежде, чем подготовить исковое заявление и отправить документы в суд, необходимо проверить все ли документы в порядке — договор подписан обеими сторонами, акты и накладные подписаны, везде есть печати сторон. Также желательно провести сверку между сторонами и иметь подписанный акт сверки (по страницам журнала «Юрист компании» №6, 2020).