Делегирование обязанностей не всегда освобождает руководителя от ответственности перед компанией и кредиторами. В каких случаях удастся взыскать причиненные убытки, а в каких нет, — рассказал в августовской статье журнала «Арбитражная практика для юристов» Анатолий Машков (https://e.arbitr-praktika.ru/981417?ysclid=lb6co611h0746263449).

Временно исполняющий обязанности

Порядок оформления. На случай своего отсутствия генеральный директор должен выдать доверенность сотруднику общества и издать приказ, если это предусмотрено уставом. Если устав общества не регулирует этот вопрос, то назначение временно исполняющего обязанности генерального директора можно оформить одним из способов замещения сотрудника: поручить дополнительную работу или оформить временный перевод.

Разграничение ответственности. Нахождение в отпуске или на больничном даже при условии надлежащего назначения временно исполняющего обязанности не снимает с генерального директора ответственности. Закон не предусматривает прекращения или приостановления полномочий директора на этот период. Полномочия руководителя компании сохраняются за ним постоянно с момента назначения на должность и до момента принятия решения о прекращении полномочий участниками общества.

При принятии решения о передаче полномочий на время своего отсутствия директор должен учитывать интересы общества и выбирать наиболее подходящего сотрудника, а также действовать разумно и добросовестно.

Ответственное лицо.

Отраслевое законодательство предусматривает ряд требований к компаниям, за нарушение которых должностных лиц можно привлечь к административной ответственности. Под должностным лицом понимается лицо, которое осуществляет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. При этом должностным лицом может считаться не только руководитель компании, но и другие работники.

В связи с этим у директора появляется возможность назначить такое должностное лицо и снизить риск привлечения к ответственности за соответствующие нарушения законодательства.

Порядок оформления. Делегирование полномочий должно быть оформлено надлежащим образом. В частности, необходимо издать приказ о назначении ответственного лица. Дополнительно обязанности ответственного лица следует зафиксировать в должностной инструкции, которая наделяет работника организационно-распорядительными функциями и фактически приравнивает его к должностному лицу.