Социальные сети стали самым массовым источником информации: круг общения, сведения о перемещениях, имуществе и любимых местах. Даже комментарии, и те можно использовать против оппонента. В каких случаях информация из соцсетей поможет разрешить спор – рассказал в февральском номере журнала «Арбитражная практика для юристов» Андрей Набережный.

Рассмотрим, какие обстоятельства можно подтвердить с помощью социальных сетей.

Взаимосвязь сторон сделки.

Социальные сети созданы для общения, поэтому через них можно определить круг потенциальных друзей человека. Подобная информация используется при оспаривании сделок, поскольку наличие человека в друзьях или на общих фотографиях ассоциируется с наличием у данных лиц доверительных отношений. Это означает заинтересованность сторон и осведомленность о пороках сделки.

Некоторые суды полагают, что при установлении заинтересованности должны применяться иные доказательства.

Наличие имущества или его фиктивная продажа.

При признании сделки недействительной цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если после совершения сделки по передачи имущества должник продолжал осуществлять пользование и (или) владение данным имуществом.

Встречаются примеры, когда с помощью фотографий удается доказать реальное использование имущества и защититься от доводов относительно мнимости сделки.

Через фотографии в социальных сетях также пытаются доказать наличие имущества. Также с помощью соцсетей можно установить рыночную стоимость имущества.

Статус контролирующего должника лица.

Социальные сети используются в вопросе установления конечных бенефициаров компаний. Однако подобные выводы нужно подтверждать и другими доказательствами.

Наличие ключевых обстоятельств по делу.

— Местонахождение сторон спора. Наиболее распространённым является использование данных из социальных сетей о местонахождении стороны спора. В данной категории дел является необходимость предоставления комплекса подтверждающих доказательств.

— Место работы.

— Осуществление юридически значимых действий.

Факт утраты интереса к результату работ и намерение расторгнуть договор.

Социальные сети помогают подтвердить намерение расторгнуть договор. В данном случае они не заменяют направление официального отказа в соответствии с условиями договора, но могут учитываться при оценке воли стороны.

 Осуществление незаконной деятельности.

  В некоторых случаях компании подводит излишняя активность в социальных сетях, по которым легко понять, есть ли лицензия у данной фирмы и чем конкретно она занимается.

Факт наличия общества по юридическому адресу.

  Наличие информации в социальных сетях позволяет также оппонировать претензиям ФНС и банков относительно использования фиктивного адреса регистрации.

Основание для дисциплинарного наказания сотрудника.

Вопрос размещения информации в социальных сетях касается не только компаний, но и физических лиц. За определенное содержание, фотографии и ненормативную лексику на своих страницах можно подвергнуть себя наложению дисциплинарного взыскания или лишиться статуса.

Юристы МКА «Корпоративная защита» рекомендуют периодически проводить ревизию   своих контактов  в социальных сетях, во избежание признания судом  заинтересованным лицом, в  случае   участия  в серьезных судебных спорах или потенциального риска такой возможности  (по страницам журнала «Арбитражная практика для юристов» №2 февраль, 2020).