Любая коммерческая деятельность – это зарабатывание денег. В погоне за прибылью ответственные сотрудники компаний порой обходят законы, закрывают глаза на этические нормы, корпоративные правила, что влечет отрицательный эффект. Чтобы избежать таких ситуаций, в компании необходимо ввести систему комплаенс-контроля В августовском номере журнала «Трудовые споры» Нина Заварзина рассказала подробнее о системе комплаенс-контроля в трудовых отношениях и как правильно ее ввести в организацию.
Комплаенс – это комплекс мер по формированию ответственного поведения фирмы и ее сотрудников, направленное на защиту компании, клиентов и работников от юридических и финансовых рисков, привлечения организации к ответственности, репутационного ущерба.
Первым этапом построения такой системы является аудит. Он нужен для выявления нарушений законодательства или действий работников, из-за которых данные нарушения могут возникнуть, предупреждает финансовые потери и др. риски.
Второй этап – определение причин выявленных нарушений. Работники действуют, как правило исходя из следующих мотивов:
- в силу низкой корпоративной культуры, позволяет сотрудникам брать «откаты» в связи с неудовлетворительным уровнем заработной платы;
- давление со стороны руководства.
Третий этап – разработка системы комплаенс-контроля (создание локальных нормативных актов, проектов дополнений в договоры с контрагентами и сотрудниками), т.е. действия, направленные на добросовестное обеспечение работы компании. Руководством должны приниматься кодексы корпоративной этики, политики противодействия коррупции, положения каждой регулируемой области деятельности организации, процедуры предотвращения и регулирования конфликта интересов.
Также разработать систему комплаенс-контроля возможно и на основе международных и национальных стандартов, содержащих рекомендации по созданию и выстраиванию системы.
Для внедрения систему необходимо создать профильный отдел или должность комплаенс-комиссара. Сотрудники, занимающие эту должность в случае выявления фактов недобросовестности инициируют служебное расследование и входят в комиссию по расследованиям схожих дисциплинарных проступков.
Помимо локальных актов, в компании можно ввести систему видеонаблюдения, правила информационной безопасности, технические ограничения копирования и отправки документов, полиграф. Но такие меры в обязательном порядке требуют согласие работников на внесение таких условий в трудовой договор и открытое информирование о наличии видеонаблюдения в местах его размещения.
Юристы МКА «Корпоративная защита» напоминают, что организация грамотной системы комплаенс-контроля – это эффективная мера борьбы с коррупцией внутри каждой коммерческой организации и надежная защита ее интересов (по страницам журнала «Трудовые споры» №8 август 2019).