Теперь в претензии не надо указывать точную сумму задолженности, а для отправки достаточно простого письма без описи. Что еще изменилось в претензионном порядке из-за нового Обзора Верховного суда №2(2020) от 22.07.2020, рассказал Евгений Четырус в своей сентябрьской статье журнала «Юрист компании».

В претензии и иске можете указывать разные суммы.

Теперь суммы в претензии и иске могут отличаться. Даже если суммы основного долга, неустойки, процентов разные из-за арифметической ошибки, досудебный порядок соблюден. Суд не оставит иск без движения и не вернет его.

На что теперь обращать внимание, когда пишете претензию.

Хотя суммы в претензии и иске могут не совпадать, проверяйте, чтобы требования были одинаковые.

Посмотрите в договоре, с какого момента начисляется неустойка. Может быть такое, что выгоднее дождаться, когда уже можно начислять неустойку, рассчитать ее и в претензии указать получившуюся сумму вместе с размером основного долга.

Убедитесь, что в договоре нет отдельных санкций за разные нарушения. Чтобы взыскать обе санкции, прописывайте в претензии по каждому требованию отдельные суммы. Если укажете лишь сумму неустойки, штраф в суде не взыщете. Придется предъявлять отдельный иск.

Повторную претензию направлять не нужно, если изменили размер требований.

Если после того, как подали иск, увеличили или уменьшили взыскиваемую сумму, направлять повторную претензию не нужно.

Новый вывод Верховного суда поможет защититься не только от довода, что нужна новая претензия, но и от отказов в изменении размера требований в ситуации, когда увеличился период, за который образовалась задолженность.

На что теперь обращать внимание, когда увеличиваете требования.

Проверьте, насколько вырастает сумма требований. Если попросите увеличить сумму более чем в три раза, рискуете, что суд откажет. Обоснует тем, что при подаче иска вы требования занизили, чтобы сэкономить на госпошлине. Суды выработали свою позицию: отказывают в увеличении исковых требований, если истец хочет увеличить взыскиваемую сумму более чем в три раза. При отказе делают вывод, что истец затягивает процесс, и ходатайство об увеличении исковых требований не удовлетворяют.

Не подавайте повторную претензию, если заменили ответчика или привлекли еще одного.

Если в дело вступает надлежащий ответчик, направлять ему претензию не нужно. Это же правило применяйте, если привлекаете в процесс соответчика. Раньше суды требовали, чтобы истец направил претензию новому ответчику.

На что теперь обращать внимание, если в дело вступает новый ответчик.

Если суд добавил еще одного ответчика или заменил ненадлежащего ответчика, дело начнет рассматривать с самого начала. Шестимесячный срок для разрешения спораначнет течь заново — с момента, когда суд вынес определение о привлечении соответчика.

Если окажется, что вы как истец о надлежащем ответчике знали, но намеренно подали иск к иному лицу, чтобы извлечь для себя из этого какие-либо необоснованные преимущества, суд заставит вас возместить все судебные расходы. При этом неважно, чем закончится возникший спор. Оплачивать все судебные расходы вам придется.

Претензию для встречного иска не направляйте, если уже ответили на первоначальные требования.

Теперь не нужно направлять претензию, если хотите подать встречный иск. Главное — соблюсти два условия. Во-первых, встречное требование основано на тех же правоотношениях, что и первоначальный иск. Во-вторых, на претензию по первоначальному иску вы направляли ответ, в котором заявили о своих встречных требованиях. Если эти два условия не соблюдены, претензию все же придется направить, прежде чем заявить встречный иск.

На что теперь обращать внимание, когда подаете встречный иск.

Проверьте, что написали в ответе на претензию, которую получили от истца. Если о требованиях, которые заявляете во встречном иске, не упомянули, придется направить претензию.

Хотя подать встречный иск вы вправе даже на последнем заседании — до того, как судья удалится в совещательную комнату, советуем не откладывать это на последний момент. Рискуете, что суд посчитает ваше поведение злоупотреблением правом и откажет.

Отправлять претензию можете простым письмом без описи.

Претензию достаточно направить обычным письмом без описи вложения. Это будет надлежащим соблюдением досудебного порядка, если только в договоре нет особых условий для отправки претензий или же иные правила не установлены законом.

На что теперь обращать внимание, если получили претензию.

Если претензию вам прислали заказным письмом и получаете его в отделении почты, попросите сотрудника, чтобы он присутствовал при вскрытии конверта. Если в нем не окажется претензии или будут лежать пустые листы, потребуйте от сотрудника почты составить акт 51-в. В последующем этим актом сможете подтвердить, что истец досудебный порядок не соблюдал.

Чтобы избежать таких ситуаций, прописывайте в договоре, как будете решать спор до суда. Включите обязанность направлять претензию заказным письмом с уведомлением о вручении и описью. Если хотите направлять и получать претензии только по электронной почте, чтобы это было надлежащим досудебным порядком, такое условие надо прописать в договоре. Пропишите — бумажные письма не потребуются. Достаточно будет сообщения по e-mail.

 Не используйте претензию, чтобы приостановить срок исковой давности на полгода.

Направили претензию — срок исковой давности приостановился. Продолжится, когда получите отказ от контрагента. Если пройдет 30 дней, а ответа нет, это приравнивается к отказу. Проверьте договор: в нем может быть иной срок для ответа на претензию. Тогда для расчета используйте его, а не 30-дневный период.

На что теперь обращать внимание, когда считаете сроки по претензиям.

Правило о том, что срок исковой давности во время внесудебной процедуры приостанавливается на шесть месяцев, при направлении претензий не работает. Такая полугодовая пауза применима, лишь когда срок досудебного разбирательства не установлен. В отношении претензий срок есть — 30 дней. При этом стороны вправе его изменить соглашением.

После переговоров или медиации можете сразу идти в суд, если такое условие есть в договоре

Если пытались решить спор с помощью переговоров или медиации, но не удалось, можете сразу идти в суд. Но это возможно лишь в случае, если в договоре прописали, что примирительная процедура — это и есть досудебный порядок урегулирования спора. Если такого условия нет, придется направить претензию.

На что теперь обращать внимание, прежде чем идти в суд после переговоров.

Проверьте договор. Если в нем общая фраза, что «в случае разногласий стороны обязуются провести переговоры», претензия нужна. Чтобы в дальнейшем сразу после неудачных переговоров идти в суд, включайте такое условие в договор.

Юристы МКА «Корпоративная защита» предлагают внимательно изучить Обзор Верховного Суда РФ №2(2020) от 22.07.2020 г., чтобы правильно использовать содержащиеся в нем рекомендации в своей практике (по страницам журнала «Юрист компании» №9, 2020).