В своей июньской статье журнала «Юрист компании» Елена Сафарова рассказала, как использовать новые подходы судов в спорах с ИФНС и директором контрагента, если должника признали недействующим лицом. (https://e.law.ru/970938).
Доказать, что контрагент на самом деле работал, когда его исключили из ЕГРЮЛ.
Если контрагента исключили из ЕГРЮЛ, у вашей компании будет всего год с момента, когда стало известно о нарушении ее прав, чтобы оспорить решение налоговой. Одно из оптимальных оснований для этого – доказать в суде, что причин исключать контрагента вообще не было. То есть необходимо подтвердить, что, когда налоговая приняла решение, контрагент на самом деле продолжал работать. Поможет позиция Верховного суда: нельзя исключать организацию из ЕГРЮЛ только по формальным основаниям. Такое решение следует принимать, только если лицо фактически прекратило свою хозяйственную деятельность.
Ссылаться, что ранее возражали против исключения, если процедура прошла повторно.
Даже если вовремя поданы возражения против исключения контрагента, налоговая вскоре может повторно инициировать процедуру. Компания в этом случае рискует пропустить срок на новую подачу возражений, весь совсем недавно уже решила эту проблему. Если по этой причине не отследили повторную процедуру исключения, вернуть контрагента в ЕГРЮЛ поможет позиция Верховного Суда (Определение ВС от 28.0.2021 по делу № А40-40380/2020).
Юристы МКА «Корпоративная защита» обращают внимание, что необходимо узнать правовые основания, по которой налоговая исключила контрагента. Если речь идет о недостоверности сведений, например адреса, здесь важно, может ли сам орган доказать, что сведения недостоверны. Компании необходимо будет не только предъявить доказательства, но и поставить под сомнение доказательства оппонента (по страницам журнала «Юрист компании» №6, 2022).