Предложения о введении шариатского суда в Российской Федерации традиционно воспринимается обществом настороженно и неоднозначно. Так, например, попытка организовать шариатский суд при Исламском правозащитном центре в Санкт-Петербурге закончилась полным провалом и обвинениями инициатора предложения в экстремизме. Поэтому не столь удивительно, что неосторожные и достаточно резкие высказывания адвоката Дагира Хасавова о введении в России шариатских судов вызвали скандал не только в юридическом сообществе, но и во всем обществе в целом.
24 апреля с.г. адвокат адвокатской палаты города Москвы Дагир Хасавов в интервью телеканалу «РЕН-ТВ» высказался о необходимости введении в России шариатского суда, заявив, что если в столице не будут созданы шариатские суды, то город будет «залит кровью». Эти слова вызвали бурные обсуждения в интернете и множество комментариев со стороны духовных лидеров и политиков.
Дагир Хасавов заявил буквально следующее: «Мусульмане не хотят ввязываться в судебную систему, многоступенчатую. Вы считаете, что мы приходим сюда, в Россию, как в какое-то чужое место. А мы считаем, что мы у себя дома. Возможно, вы чужие, а мы у себя дома. И мы будем устанавливать правила, которые нас устраивают, хотите вы этого или нет. Любые попытки изменить это обольются кровью. Тут будет второе мертвое озеро. Мы зальем город кровью». Подобные заявления не могли не вызвать обширного общественного резонанса, и, несмотря на запоздалые оправдания адвоката Хасавова, они породили бури негодования в СМИ и сети Интернет. Более того, 27 апреля российское общество политэмигрантов заявило об экстренном отъезде Хасавова в «одну из европейских стран» после получения защитником ряда угроз.
Впоследствии адвокат Хасавов постарался сгладить впечатление от своих слов, заявив о том, что его жесткий тон объясняется провокацией журналиста. Хасавов подчеркнул, что его предложение легализовать шариат касалось в большей степени гражданско-правовых и семейно-правовых отношений. Также стало известно, что Дагир Хасавов готовит иск о защите чести и достоинства к телеканалу «РЕН-ТВ». Но все последующие заявления Хасавова уже не могли быть услышаны – настолько силен оказался резонанс от его первоначальных слов.
С критикой слов адвоката Хасавова выступил ряд духовных и общественно-политических деятелей. Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров назвал заявления адвоката заказной провокацией с целью дискредитации ислама, со схожей критикой выступили также Муфтий Чечни Султан-Хаджи Мирзаев и заместитель председателя Совета муфтиев России Ильдар Хазрат Аляутдинов.
Но нельзя утверждать, что инициатива Дагира Хасавова вызвала действительно всеобщее осуждение. Ряд общественных деятелей высказались в одобрительном ключе о предложении Хасавова ввести в России шариатские суды: так, официальный представитель РПЦ Всеволод Чаплин заявил, что исламская община имеет полное право жить по своим правилам, и главное, чтобы эти правила не навязывались посторонним, а Председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Михаил Федотов высказался о допустимости шариатских судов в России в качестве третейских судов.
Скандальные высказывания Дагира Хасавова породили не только широкий общественный резонанс, но также и бурные осуждения в профессиональном адвокатском сообществе о том, нарушил ли Дагир Хасавов Кодекс профессиональной этики адвоката и следует ли привлекать его к ответственности. Так, вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко заявил следующее: «На мой взгляд, соблюдение общечеловеческих нравственных принципов — одна из главных обязанностей адвоката». В схожем ключе высказался и глава пресс-службы Верховного Суда РФ Павел Одинцов: «…человеку, имеющему статус адвоката, следовало бы взвешивать свои публичные заявления». Дальнейшие события показали, что не все так однозначно – Адвокатская палата города Москвы пока отказалась привлекать своего коллегу к дисциплинарной ответственности. Иную позицию занял Совет ФПА России.
Закономерным результатом резких и неоднозначных высказываний Дагира Хасавова стало возбуждение следственными органами в отношении Хасавова уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). Стоит отметить, что в случае признания судом Дагира Хасавова виновным в совершении умышленного преступления, согласно положениям закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» его адвокатский статус будет прекращен.
Возможное прекращение адвокатского статуса и привлечение к уголовной ответственности по ч. 1. ст. 282 УК РФ не представляется несправедливым наказанием для Дагира Хасавова, ведь сказанные им слова, пускай даже будучи результатом целенаправленной провокации, свидетельствуют о пренебрежении общезначимыми этическими принципами, которым должен следовать не только адвокат, но и любой человек. Те предложения, которые были высказаны адвокатом Хасавовым, безусловно, имеют право на существование: нормы шариата в том или ином виде могут применяться, помимо норм действующего национального права, в США и ряде европейских стран (например, в американском штате Оклахома суды могут учитывать при вынесении решений нормы шариата). Известны шариатские суды и из многовековой истории нашей страны. Как верно отметил Михаил Федотов, существование шариатских судов в качестве третейских в России допустимо, но подобные неосторожные и некорректные высказывания, которые позволил себе Дагир Хасавов, очень осложняют адекватное и конструктивное обсуждение проблемы создания в Российской Федерации возможного нового правового института — шариатских судов.
Нельзя осуждать Дагира Хасавова за те инициативы, которые он предлагает, так как, они, наверное, имеют право на существование, но так же и нельзя не осуждать «тон, выражения и эмоциональный фон», которые адвокат Хасавов использовал, заявляя о своей, для большинства населения страны неожиданной и оригинальной, точке зрения.
(по материалам сайтов Lenta.ru, Право.ru, Газета.ru).
и.о. пресс-секретаря МКА «Корпоративная защита» Алексей Елисеенко
Leave a Reply