В любой компании есть сотрудники, которые курят, используют ненормативную лексику, публично критикуют работодателя и не соблюдают дресс-код.

В декабрьском номере журнала «Трудовые споры» Екатерина Попова и Елена Супонина рассказали подробнее о том, когда увольнение работника за курение правомерно, в каких случаях можно запретить сотруднику критиковать компанию в СМИ и как бороться с работниками-грубиянами.

Запрет на курение.

Сотрудники обязаны соблюдать ограничения, установленные антитабачным законодательством. (пп.1. п.2. ст.9 №15-ФЗ от 23.02.2013). Также, курение на рабочих местах в помещениях запрещено (пп.9 п.1 ст.12 №15-ФЗ). Исходя из этого, работодатель вправе прописать в правилах внутреннего трудового распорядка, что работники обязаны курить на улице в специально отведенном для этого месте.

Курение в здании – это не только нарушение правил внутреннего трудового распорядка и закона, но и неуважение к некурящим коллегам и руководству и несоблюдение правил пожарной безопасности.

Если работник не раз курил на территории работодателя – это серьезный повод для увольнения. Но будьте готовы доказать, что проступки сотрудника достаточно серьезные и применение самой строгой меры дисциплинарного воздействия обоснованно. Размещение знака «Курение запрещено» должно соответствовать Приказу Минздрава №214 от 12.05.2014. Иначе работодателю или компании грозит штраф.

Запрет на свободный стиль в одежде.

Многие компании прописывают в правилах внутреннего трудового распорядка требования к внешнему виду сотрудников. Дресс-код особенно актуален в сферах услуг, где работники взаимодействуют с клиентами, и от внешнего вида сотрудника складывается представление о компании в целом.

Если спор о нарушении дресс-кода дойдет до суда, работодатель будет обязан доказать, что компания ознакомила работника с правилами внутреннего трудового распорядка.

Требовать от сотрудников соблюдения дресс-кода приемлемо только в рабочее время. Но воспитатели и учителя, работающие с несовершеннолетними детьми должны придерживаться определенных рамок на своих страницах в социальных сетях.

Запрет критиковать работодателя в СМИ.

Некоторые категории работников в силу закона не имеют право критиковать работодателя в СМИ (госслужащие, полицейские). Что касается работодателей компании, вы можете обязать своих сотрудников не осуждать компанию публично или вообще не давать комментариев в СМИ без согласия руководителя. Данные требования пропишите в правилах внутреннего трудового распорядка, в должностных инструкциях или трудовых договорах. Если запрет нигде не прописан, но вы считаете, что работник распространяет порочащие компанию сведения, подайте иск о защите деловой репутации.

Запрет нетактично вести себя на работе.

Нормы деловой этики в компании разработайте самостоятельно. И пропишите в правилах внутреннего трудового распорядка, что работник при общении с коллегами не должен кричать, использовать грубые слова и жесты.

Если работник нарушил нормы делового общения, объявите ему замечание или выговор. При этом соблюдайте порядок применения взыскания, установленный ст. 193 ТК.

Юристы МКА «Корпоративная защита» советуют прописывать определенные пункты в правилах внутреннего трудового распорядка, тогда сможете привлечь своего сотрудника к дисциплинарной ответственности (по страницам журнала «Трудовые споры» №12, декабрь 2019).