Суды стали охотнее привлекать к ответственности за распространение недействительных сведений. При этом они снижают заявленный размер вреда. Как убедить суд в обоснованности заявленной суммы –  рассказала в сентябрьском номере журнала «Арбитражная практика для юристов» Наталья Руденко.

Если вы столкнулись с опубликованной информацией, которая порочит имя вашей компании и не соответствует действительности, то имеет смысл подготовить иск о репутационном вреде.

Первый шаг – определение ответчика. Согласно законам РФ, ответственность за нанесение вреда деловому имении несут как автор публикации, так и лицо либо организация посредством которой произошло распространение такой информации. Это может быть издательство, сайт (а точнее его владелец), хост-провайдер или уполномоченное ими лицо.

Вторым шагом будет проведение предварительной экспертизы и оценки:

— соответствия действительности упоминаемых фактов;

— наличие и характер общей оценки, её аргументация;

— широте охвата (посещаемость сайта, либо тираж печатного издания).

Некоторые специалисты советуют уже на этом этапе проведение экспертизы, рассмотрение опубликованной информации методами контент-анализа и др. Тут сразу следует указать, что все подобные рекомендации носят ситуативный характер, во многом зависят от материалов конкретного дела. Можно отметить, что не лишним будет наличие собственной, «твердой» доказательной базой: аудио и видео записи, показания свидетелей, материалы выходящими в эфир и пр. Распространено привлечение нотариуса для подтверждения информации (в особенности, если речь идет об интернет материалах).

При предъявлении требований к ответчику важно подготовить материалы и экспертное заключение, на основании которого выделена компенсация репутационного вреда. Дело в том, что суд, опираясь на принцип соразмерности, может изменить размер возмещения ущерба, если сочтет требования чрезмерными.

Говоря простым языком, не следует брать цифр с потолка, а еще более опасно подавать их в суд без соответствующей аргументации. Даже если удастся доказать вину ответчика, его защита сделает все, для минимизации возмещаемой суммы.

Для высказывания репутационного вреда истцу необходимо доказать:

— наличие сформированной деловой репутации;

— факт утраты доверия к репутации или ее снижения в результате распространения порочащих сведений;

— наступление неблагоприятных последствий;

— наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением у истца неблагоприятных последствий в виде вреда, причиненного деловой репутации.

Юристы МКА «Корпоративная защита» обращают внимание на то, что судебная практика взыскания с виновного лица значительных сумм за репутационный вред приобретает в последние годы широкое распространение; сбор и представление соответствующих доказательств является весьма непростой задачей и требует надлежащей юридической квалификации специалистов (по страницам журнала «Арбитражная практика для юристов» №9, сентябрь 2019).