Налоговый спор — это вид юридического спора между государственным органом и иными участниками налоговых правоотношений по поводу исчисления и уплаты налогов. Каковы шансы налогоплательщиков на успех разрешения спора в досудебном порядке? В апрельском номере журнала «Юрист компании» Ольга Свистунова рассказала, как урегулировать конфликт с налоговой на досудебной стадии.

Чтобы подготовиться к проверке, рекомендуется в первую очередь профилактические меры.

  1. Проверка документов. Необходимо собрать все доказательства реальности проведенных сделок (подготовить экземпляры договоров, актов приема-передачи, транспортных накладных). Если каких-то документов не хватает, их можно запросить у контрагентов. Также следует удостовериться в подлинности подписей и печатей.
  2. Внутренний контроль. Необходимо прописать в документах компании процедуры внутреннего контроля, требования к ясному пониманию операций и ведения документооборота. Стоит разработать правила работы с контрагентами.
  3. Уведомление сотрудников. С сотрудниками стоит провести беседы или тренинги. Рассказать о правилах работы с контрагентами и как вести себя на допросе или при внезапном появлении в компании сотрудников налоговых или правоохранительных органов.

В налоговых спорах возможен досудебный порядок: обжалование решения ИФНС в вышестоящем налоговом органе. Чтобы проверяющие сняли претензии до жалобы необходимо проверить акт, расчетах инспекторов. Если была ошибка в расчете, лишние доначисления снимут на стадии возражений или на этапе обжалования.

Если вы не согласны с фактами, изложенными в акте, выводами и предложениями проверяющих, нужно будет представить письменные возражения. Они подаются в течение месяца со дня получения акта на весь документ или отдельные его положения. На дополнения по акту срок возражений составляет 15 дней. Соберите как можно больше доказательств, даже если их проверяющие их не запросили, они понадобятся в суде. Если были замечания по документам, приложите исправленные бумаги. Не лишними окажутся пояснительные записки работников.

Если инспекция вынесла решение не в пользу компании, то в течение месяца со дня получения решения можно подать апелляционную жалобу. Если пропустили месячный срок, жалоба подается в течение года на вступившее в силу решение. Четко и грамотно аргументируйте позицию компании. Если считаете, что права компании были нарушены, приводите максимум аргументов. При неудовлетворении жалобы региональным управлением, обращайтесь непосредственно в ФНС.

Юристы МКА «Корпоративная защита» считают, что если ваша компания стала жертвой нарушений со стороны проверяющих, то придется поработать над обжалованием, грамотно составить документы и аргументировать почему стоит отменить вынесенное налоговой решение полностью или частично (по страницам журнала «Юрист компании» №4 апрель 2019).