Увольнение с работы является неприятным и болезненным обстоятельством не только для работника, но и для работодателя. Особенно когда происходит массовое сокращение штата. Чтобы сохранить репутацию компании и хорошие отношения с бывшими коллегами в практику многих организаций было введено такое явление как аутплейсмент. О том, что такое аутплейсмент, зачем он нужен, его плюсы, минусы и оформление в сентябрьском номере журнала «Трудовые споры» расскажет Дмитрий Ларин и Лилия Григорьева.

 Аутплейсмент – это ряд услуг, которые предоставляются работодателем уволенному сотруднику при сокращении штата, ликвидации или реорганизации компании. Такими услугами могут быть:

1) помощь в создании или корректировке резюме, рассылка в кадровые агентства;

2) составление рекомендаций;

3) предоставление стратегий поиска;

4) оценка личностных и профессиональных качеств;

5) проведение различных тренингов и мастер-классов;

6) индивидуальные консультации по поиску подходящих вакансий;

7) психологическая поддержка и тд.

В статье авторы выделяют плюсы и минусы такой услуги. К плюсам относят поддержание хорошей репутации работодателя, повышение кадровой безопасности, уверенность работника в завтрашнем дне, возможность получить поддержку и шанс на скорейшее трудоустройство. К минусам — расходы работодателя на оплату и отсутствие гарантии у работника на трудоустройство.

Аутплейсмент бывает открытым и закрытым, внешним и внутренним. При открытом, информация о сокращении не скрывается, и сотрудник имеет возможность воспользоваться предоставлением помощи в трудоустройстве. Закрытый применяется к людям высоких должностей. После сообщения об увольнении им сразу же предлагаются другие варианты работ или подготавливается возможность перехода работника на другое место. Внешний организуется при помощи обращения в стороннюю компанию или кадровые агентства и экономит время штатных работников. Однако минусом может стать цена на такую услугу, поскольку она достаточно нестабильна и зависит от зарплаты и специальности сотрудника, условий договора, содержания услуги и тд. Если компания не желает прибегать к помощи сторонних организаций, то она проводит свой внутренний аутплейсмент. Для этого в договор включаются определенные мероприятия по содействию в трудоустройстве.

В статье приводится пример коллективного договора, содержащий аутплейсмент. Чтобы избежать злоупотреблений одной из сторон в документах стоит указать порядок, сроки и условия предоставления услуг.

Команда МКА «Корпоративная защита» рекомендует такой подход и своим клиентам, полагая что компаниям стоит обратить большее внимание на позитивные последствия аутплейсмента (по страницам журнала «Трудовые споры» №9 сентябрь 2018).