Есть ли жизнь после смерти в уголовном процессе? В сентябрьском номере журнала «Уголовный процесс» Ирина Попова расскажет, как соотносится презумпция невиновности и приговор умершему обвиняемому и какое процессуальное решение принять суду в случае смерти подсудимого.

Особенно актуальным стоит вопрос о процессуальном решении в отношении умершего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого по уголовному делу. Высказывается множество различных мнений по этому вопросу. Кто-то считает, что обвинительный приговор в отношении умершего, либо привлечение его к ответственности противоречит здравому смыслу и нравственным канонам. А кто-то выступает за вынесение обвинительного приговора, при отсутствии оснований для реабилитации умершего. И такие примеры в современной судебной практике имеют место быть.

Автор в статье сопоставляет такие понятия как презумпция невиновности и обвинительный приговор умершему. Исходя из определения презумпции невиновности (лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке) умерший будет считаться невиновным до вынесения приговора или до вступления его в законную силу, так как в отношении него не выносился обвинительный приговор.

Таким образом:

1) в отношении умершего нельзя вынести обвинительный приговор;

2) умерший не является субъектом преступления, так как физически не может понести за него ответственность;

3) производство в отношении умершего может быть продолжено только в целях его реабилитации, если такие обстоятельства отсутствуют – уголовное дело должно подлежать прекращению;

4) так как отсутствует субъект уголовной ответственности суд может вынести постановление (определение), но не приговор.

Адвокаты МКА «Корпоративная защита» считают, что отказ от судебного преследования умершего лица в полной мере соответствует основным началам уголовного судопроизводства (по страницам журнала «Уголовный процесс» №9 сентябрь 2018).