В повседневной жизни постепенно возрастает значение различных социальных сетей (Vkontakte, Odnoklassniki, Facebook и т.д.), которые дают нам возможность общения и обмена информацией, расширения круга знакомств и участия в разнообразных проектах, в тематических сообществах и просто для проведения досуга. Помимо этого, в сети пользователи оставляют о себе различные персональные данные. В июльском номере журнала «Арбитражная практика» Екатерина Смирнова и Андрей Алексейчук рассказали, как не нарушать права третьих лиц, но и грамотно отстоять свои собственные.

Социальная сеть с точки зрения права – это интернет-сайт (совокупность программного обеспечения и иной информации). Сведения, которые содержатся в личных профилях пользователей соцсети (имя и фамилия, фотографии, место учебы или работы, религиозные убеждения и т.д.), в группах и сообществах, рассматриваются как персональные данные. Они могут представлять интерес, как и другим пользователям, так и коммерческий интерес для третьих лиц. Персональные данные обрабатываются только с согласия самого пользователя, которое может быть дано в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения. Лишь в некоторых случаях требуется письменное согласие.

Регистрируясь в определенной соцсети, каждый пользователь заключает договор с ее администрацией. Обработка персональных данных соответственно осуществляется во исполнение такого договора. Пользователю дают свое согласие на передачу данных другим пользователям это соцсети, но при этом имея возможность управлять доступом к информации через настройки конфиденциальности. Передача же третьим лицам без получения информационного согласия самого пользователя невозможна и считается нарушением Закона о персональных данных. Однако обрабатывать персональные данные можно без отдельного согласия, если они сделаны общедоступными или с письменного согласия размещены в общедоступном источнике.

Авторы статьи также рассказывают о защите прав владельца сообщества (группы), создаваемых в соцсети. Сообщество они определяют, как обособленную страницу с возможностью размещения собственного контента (фотографий, текстов, аудио- и видеозаписей). Права владельца признаются правами на составное производство или на базу данных (в зависимости от характера контента), отсюда и вытекают способы защиты прав сообщества. Наличие доказательств творческого характера подбора материалов (для составного производства) или несения существенных затрат на создание группы (для базы данных).

Авторы дают оценку интеллектуальной деятельности (фотографии, аудио- и видеозаписи, тексты), размещенной в социальной сети. После их размещения другие пользователи имеют возможность использовать и распространять данный контент. Следует учитывать, что пользователи приобретают право на воспроизведение и копирование размещенных продуктов для некоммерческих целей и что соцсеть никак не контролирует наличие прав на размещаемый пользователями контент и не несет ответственности за незаконное его опубликование.

Юристы Коллегии адвокатов «Корпоративная защита» солидарны с авторами и рекомендуют пользователей социальных сетей быть внимательнее: они зачастую не подозревают, что распространение ими информации на своей странице или в группах может привести к негативным последствиям, таким как компенсации морального вреда, штраф или даже лишение свободы (по страницам журнала «Арбитражная практика» №7 июль 2018).