Закон как отражение общественных отношений развивается и совершенствуется. Такой процесс необходим и неизбежен. Внесение изменений в УПК РФ обосновывается целым комплексом проблем. В связи со статистикой применения мер пресечения в виде залога и домашнего ареста законодатели пришли к выводу о том, что необходимо появление новой меры – запрета определенных действий, закрепленной с 29 апреля в ст. 105.1 УПК РФ. Как изменится практика залога и домашнего ареста с появлением новой меры пресечения и какие пробелы в законе сделают ее более удобной рассказал в своей статье А.В. Квык.

Автор выделяет, что запрет определенных действий избирается по решению суда при невозможности применения более мягкой меры и конкретизирует какие именно действия суд может запретить подозреваемому, а именно:

— выходить из дома в определенные периоды времени;

— находиться в определенных местах или ближе какого-то расстояния до конкретных объектов;

— посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

— общаться с определенными лицами;

— отправлять и получать письма и телеграммы;

— использовать телефон и интернет;

— управлять автомобилем или иным транспортным средством, если преступление связано с нарушением ПДД.

Запретить могут какое-то одно действие из перечня, несколько или все сразу.

Исходя из перечня запретительных мер и определения трактования в нынешней редакции УПК домашний арест теперь понимается как полная изоляция от общества, а запрет определенных действий считается частичной. Таким образом следствию будет удобнее применять запрет, чем домашний арест.

Что же касается залога, то запрет породил в УПК две его формы и сделал его более гибким.

Эксперты МКА «Корпоративная защита» поддерживают введение новой меры пресечения и считают, что она может стать эффективной альтернативой такой меры пресечения как заключение под стражу, которая преобладает над залогом и домашним арестом (по страницам журнала «Уголовный процесс» №7 июль 2018).