Мы живем в обществе, где технологии являются очень важной частью бизнеса и нашей повседневной жизни. Это вызывает у людей самые различные эмоции. Некоторые видят в технологиях зло, другие же, наоборот, воспринимают их как способы решения множества проблем. Одной из сторон прогресса стала возможность вести электронные переписки через почтовые сервисы или мессенджеры. Но как подтвердить факт направления сообщений или оспорить сфальсифицированную электронную переписку? В июньском номере «Арбитражная практика» раскрывает все возможные способы.

Для подтверждения или опровержения информации из мессенджеров предложено 4 способа:

1) судебный запрос правообладателю мессенджера;

2) запрос сотовому оператору;

3) заключение специалиста;

4) функция подтверждения прочтения.

Электронная переписка подтверждается или опровергается:

1) экспертизой, заключением специалиста или нотариуса;

2) запросом суда, по которому почтовый сервис может предоставить информацию;

3) функционалом сервиса при отправке письма в виде установления флажка «С уведомлением».

            Также приводится статистика окружных арбитражных судов с 2012 по 2017 год, из которой видно, что большая часть переписок признается законной. Однако в таком деле существуют свои нюансы, такие как: отказ предоставления сведений мессенджерами и почтовыми сервисами на судебные запросы или попросту их игнорирование.

Если существует необходимость, то прежде чем заключить договор, обязательно включите пункт о возможности ведения переписки посредством почтовых сервисов или мессенджеров. Это обезопасит дальнейшее сотрудничество с контрагентами. Ведите переписку по традиционным каналам, не переходя на личные почтовые ящики.

«Команда» Коллегии адвокатов «Корпоративная защита» идет в ногу со временем, но настоятельно рекомендует быть бдительными и не использовать в одностороннем порядке мессенджеры и почтовые сервисы для отправки важных писем. Ведь маленькая осторожность лучше большого разочарования! (по страницам журнала «Арбитражная практика» №6 июнь 2018).